Источник: интернет-журнал «Понедельник»
Валютный рынок — структура довольно нестабильная, а потому определить, какая валюта будет расти в цене, а какая падать — практически невозможно. Что ждет евро, доллар и рубль в ближайшие годы? И какая из мировых валют станет самой перспективной? Об этом «Понедельник» побеседовал со специалистами.
Доллар вырастет вопреки воле Трампа
В ближайшем будущем аналитики предрекают подъем ставки доллара, что, естественно, приведет к его укреплению. С таким развитием событий не согласен новый президент США Дональд Трамп: он уже не раз заявлял, что сильный доллар невыгоден для проведения запланированной им экономической политики.
Алексей Тараповский, руководитель Anderida Financial Group (AFG): — Предвыборными обещаниями Трампа были возврат производства внутрь страны и торговая конкуренция с Китаем. Разумеется, при крепком долларе конкурировать с иностранными производителями будет непросто. Тем не менее экономическая логика диктует свои правила. У доллара гораздо больше шансов сохранить текущие позиции в течение ближайших лет.
Перспективы евро не такие радужные
Выход Британии из Евросоюза и возможная победа на президентских выборах во Франции кандидата-«евроскептика» делают еще более уязвимым положение проблемного конгломерата государств.
Михаил Ханов, управляющий директор «Норд Капитал — количественные инвестиции»:
— Мы наблюдали минимум евро по отношению к доллару на уровне 1,035 в конце прошлого года, думаю, что на конец этого года евровалюта окажется на том же уровне и даже ниже, 0,9–1. Сейчас пара евро-доллар торгуется на уровне 1,06.
Что ждет рубль?
По словам аналитика ФГ «Калита-Финанс» Дмитрия Голубовского, рубль — классическая циклическая валюта. Она укрепляется, когда цены на сырье растут, и испытывает девальвацию в циклы слабости цен. Циклическая валюта хороша для спекуляций, но плоха для сбережений. У нее нет шансов стать резервной даже на региональном уровне, в долгосрочной перспективе ее курс будет слабеть.
Дмитрий Голубовский, аналитик ФГ «Калита-Финанс», эксперт «Золотого монетного дома»:
— Не исключено, что при очередном провале сырьевых цен рубль поставит новые минимумы в районе 90–100 за доллар, но после этого он снова укрепится в районе 60 рублей, где и будет пребывать до следующего кризиса. Единственное, что может переломить эту тенденцию, — диверсификация экономики и связанный с ней рост производительности труда. Но для этого нужны значительные капиталовложения, изменение внутренней экономической политики и регулирования. Нет оснований ожидать, что такие глубокие реформы в России могут быть осуществлены в обозримом будущем.
По словам эксперта АО «ИК „Церих Кэпитал Менеджмент“» Олега Якушева, среди российских финансовых властей нет единого мнения о том, какой рубль нужен сегодня экономике. В Минфине уверены, что чрезмерное укрепление рубля ограничивает экспортные возможности отечественных компаний, а также снижает поступления в бюджет. В Центробанке парируют: сильный рубль позволил уже сегодня приблизиться к тому уровню инфляции, на который планировалось выйти к концу года: не более 4%. Руководитель Anderida Financial Group (AFG) Алексей Тараповский, в свою очередь, считает, что положительная динамика рубля по отношению к доллару и евро в последнее время не должна сбивать с толку.
Алексей Тараповский, руководитель Anderida Financial Group (AFG):
— Текущие позитивные потуги национальной валюты связаны с потребностями крупных налогоплательщиков. Это выплаты НДПИ и НДС на многие десятки миллиардов рублей. И эти выплаты не бесконечны, поэтому сезон охоты на рубль завершается. Также следует помнить про такого серьезного биржевого игрока, как Минфин РФ, который закупает на рынке доллары на 3,5 млрд рублей каждый день. Конечно, это небольшой объем в разрезе одного дня, но если сложить все эти интервенции воедино, то мы получим достаточно внушительную сумму. Рано или поздно она окажет влияние на курс.
Ну и как же обойти вниманием мнение правительства страны? «Крепкий рубль опасен для дальнейшего темпа роста российской экономики», — об этом громко заявляли и министр финансов Силуанов, и министр промышленности Денис Мантуров. Держать дефицит бюджета в заранее обозначенных процентах от ВВП достаточно сложно при крепком рубле и все в правительстве это прекрасно понимают. Еще один не менее важный фактор — цена на нефть. Любое дальнейшее укрепление рубля пагубно влияет на бюджет страны при текущей цене на нефть.
Михаил Ханов, управляющий директор «Норд Капитал — количественные инвестиции»:
— Останется ли нефть в текущем диапазоне $54–60 за баррель, зависит от продления странами ОПЕК договоренности по сокращению добычи в июне, иначе мы снова увидим ценовые войны на рынке «черного золота». В любом случае, текущие уровни рубля крайне некомфортны для бюджета, поэтому Минфин и ЦБ будут стараться всячески их поднять — как минимум до диапазона $58–60.
Правда ли, что валюта будущего — юань?
Когда экономисты рассуждают о ценности юаня как валютного актива, его часто называют валютой будущего. В качестве иллюстрации приводят усилия Китая и России по созданию системы межгосударственных расчетов, основанной на национальных валютах. Также вспоминают заявление представителя Минфина о готовности выпустить на рынок облигации федерального займа объемом $1 млрд, номинированные в юанях. По словам эксперта ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олега Якушева, все это рассматривается как первые шаги на пути построения новой финансовой системы, исключающей доминирование доллара как основной мировой валюты. Подобные рассуждения имеют право на существование, однако до воплощения этих планов в жизнь придется подождать примерно 20–30 лет, в течение которых Китай, согласно большинству прогнозов, превратится в крупнейшую экономику мира. Впрочем, часть аналитиков сходится во мнении, что китайскую валюту трудно назвать «валютой будущего». Главный аргумент: сила китайского экспорта — в слабости юаня.
Алексей Тараповский, руководитель Anderida Financial Group (AFG):
— Китай не спешит отказываться от практики мощных интервенций против собственной валюты, как только видит неудобный курс для экспансии своей многочисленной продукции на внешние рынки. В подобном «хулиганстве» на валютных ристалищах их обвиняла еще прошлая администрация США. Но китайцы не признают джентльменских правил в валютных войнах и продолжают поступать так, как им удобно.
Кто же станет лидером?
Говоря о будущем, аналитики отмечают слабые перспективы у сырьевых валют, таких как канадский и австралийский доллар. Здесь играют роль укрепление американского доллара, участвующего в расчетах за сырье, а также довольно быстрое удешевление технологий добычи сырья. При этом укрепление может ожидать такие валюты, как британский фунт и швейцарский франк. Несмотря на то, что сейчас фунт испытывает серьезное давление на фоне неопределенности последствий Brexit для британской экономики. И это давление существенно занижает его по отношению к другим валютам. Швейцарский франк со своей независимостью от общеевропейских тенденций может остаться островком стабильности и получить доверие инвесторов. Кроме того, когда аналитики говорят о перспективных валютных активах, они также называют мексиканский песо, чешскую крону и даже грузинский лари. Но в ближайшей перспективе специалисты все-таки отдают предпочтение доллару.
Алексей Тараповский, руководитель Anderida Financial Group (AFG):
— Если рассуждать о ближайшем будущем и определять его рамками в 15–20 лет, то безусловным лидером останется американский доллар. С его помощью ведется и будет вестись большинство расчетов между частными лицами, корпорациями и даже государствами. Если же говорить о более отдаленном будущем с перспективой в 50–100 лет, то здесь, на мой взгляд, скорее всего будет иметь место распределение лидерства на несколько валют и явного фаворита уже не будет.
Не стоит забывать о вечных ценностях
В течение многих тысячелетий стоимость товаров и услуг измеряли золотом. Если сравнивать динамику валют различных развитых стран с золотом на протяжении последних двадцати лет, то все они агрессивно дешевели против этой «вечной ценности», причем дешевели даже с учетом тех процентов, которые не дают золотые слитки, но которые можно было бы заработать, инвестируя национальные деньги в различные надежные долговые инструменты.
Дмитрий Голубовский, аналитик ФГ «Калита-Финанс», эксперт «Золотого монетного дома»:
— В сравнении с золотом сильных валют в развитом мире уже не осталось. У валют развивающихся стран, в свою очередь, свои специфические проблемы: с ликвидностью валютных и долговых рынков, со свободной конвертацией и регулированием.