Один из ведущих финансовых советников России и СНГ Алексей Тараповский поделился с представителем СМИ своим мнением, о том, что выбирают семьи бизнес-класса: Family office или Private banking.
Журналист: В последнее время всё большее количество состоятельных семей во всём мире отдают предпочтение «семейным офисам». Является ли данное направление востребованным в России? Много ли подобных компаний в России? Известно о том, что в рамках «Тройки» существовала аналогичная структура, которая до сих пор принадлежит Рубену Варданяну? Кто является клиентами таких компаний?
Алексей Тараповский: Поскольку бизнес «семейных офисов» носит по определению закрытый характер, оценить этот рынок можно довольно условно. По моим оценкам, в настоящий момент в России и СНГ активно присутствует и привлекает клиентов не более нескольких десятков игроков – частью местного, частью иностранного происхождения. Это очень мало для нашего рынка, так как российский клиент в целом все более и более восприимчив к идеям качественной организации капитала в европейской традиции.
По большому счету, бизнес «семейных офисов» востребован везде, где закончился период «первоначального накопления», и появилось хотя бы одно обеспеченное поколение. Устойчивое владение капиталом в течение десяти – пятнадцати лет способно превратить любого нечесанного «селфмейдмена» в ухоженного (зачастую благодаря новой, более соответствующей достигнутому уровню «второй половине») и умного «капиталиста». А далее, что бы ни было для нас отправной точкой – очередной экономический кризис, желание отдохнуть от дел, пример друзей или иностранных партнеров или просто прочтение пары умных книг по теме – начинаются поиски грамотных специалистов по ведению финансовых дел.
Журналист: Почему данный вид «услуг» у нас значительно менее популярен, чем на Западе?
Алексей Тараповский: На этом этапе клиента подстерегает старательно и дорого брендированное предложение услуг со стороны Private banking ведущих российских и зарубежных банков. Большинство так и остается с ними, но небольшая часть, понимая, что под дорогой упаковкой скрываются почти те же стандартные банковские продукты, приходит к идее полностью индивидуального обслуживания интересов семьи, которое будет гораздо эффективнее в формате Family office. Остается выбрать себе структуру по душе и кошельку и начинать работу.
Журналист: С какими сложностями они сталкиваются в работе с российскими клиентами и почему ориентируются на русскоязычных людей живущих за рубежом? Участники данного рынка говорят, что все дело в менталитете, который у русских значительно ближе к жителям Ближнего Востока и отдельных азиатских стран.
Алексей Тараповский: Вообще, в своей работе с высоко обеспеченными клиентами, я особо не сталкиваюсь с проявлениями какого бы то ни было «русского менталитета» — они умны, образованны и давно уже «трансграничны» с точки зрения места жительства и деловых и частных интересов.
Журналист: Одной из основных проблем для бизнеса в этой сфере является табуированность темы возможной смерти главы DES семьи и как следствие — потери контроля над активами и финансовыми потоками, а также «жизнь на стороне», когда у отдельных предпринимателей есть не просто любовницы, а 2-3 вполне официальных семьи в разных странах. Естественно, что ему не хотелось бы раскрывать информацию о своем состоянии перед всеми и «знакомить» их друг с другом. Как Вы могли бы прокомментировать данное утверждение?
Алексей Тараповский: Наименее крепкими семейными узами, и это накладывает отпечаток на запросы со стороны клиентов. Бывает, что семей у мужчины де-факто несколько, несколько чаще мы имеем дело с детьми от первого брака, интересы которых необходимо предусмотреть. В любом случае, большинство клиентов очень ответственно относятся к своим семейным обязательствами, это всегда в числе первых приоритетов.
Журналист: Готовы ли вообще состоятельные люди в России пускать в свой «семейный круг» каких-то сторонних консультантов? Можно ли говорить о том, что сейчас у нас предприниматели стали больше задумываться о преемственности бизнеса, интересах и перспективах своей семьи, нежели было на этапе «начального накопления капитала»?
Алексей Тараповский: Каждый клиент сам выбирает степень делегирования финансовых вопросов на стороннего консультанта, и где–то мы решаем лишь ограниченный ряд задач (условно, инвестирование определенной суммы с заданными параметрами). Но в основном это все же формирование семейной стратегии на годы вперед, и работа по многим направлениями, включая обеспечение наследования в случае ухода из жизни «главы клана», вопросы юридической защиты собственности при судебном преследовании или разводе, решение налоговых задач, вопросов «второго гражданства» и прочее.
Задача настоящего «семейного офиса» — профессионально решать для обеспеченной семьи все юридические, налоговые и финансовые вопросы, которые важны для нее сейчас или возникнут в будущем, работая с ней на протяжении поколений. Ни один банк никогда не будет на это способен.
Алексей Тараповский Президент и СЕО Anderida Financial Group